я и мои размышляловки (nasstep) wrote,
я и мои размышляловки
nasstep

Непал. Часть последняя. Катманду и дорога обратно.

Прощай, зелёная Покхара! И не надо мне пенять, что зелёная она только в Lackeside, рядом с озером. Тут - свежий воздух и очень мало машин. А мне для счастья больше и не надо. Ну... почти :)

Итак, автобус, расхваленный путеводителем. Автобусная компания называется Greenline, одно место стоит страшных $20. Насколько я помню, на более простом автобусе дорога обошлась бы вдвое, или даже втрое дешевле. Но обязательно ехать надо - на туристическом. Потому что обычный автобус будет ехать часов десять, останавливаясь у каждого столба.

Не знаю, чем отличается сервис на других линиях (есть и дороже, и дешевле), наш маршрут включал в себя три санитарные остановки, на второй даже обед (дал бат, лапша с овощами, салат, чикен карри, чай) и каждому пассажиру по литру воды в дорогу.
Русские, сидящие позади, страшно возмущались по приезду в столицу. Им пообещали, что ехать часа четыре (ну да, и по карте всего-то 200 с лишним километров). Я же настраивалась часов на восемь, но добрались мы за шесть с небольшим. Низкая скорость, отвратительная дорога, серпантин. Без комментариев.

Мы худо-бедно нашли отель, заселились, отмокли под душем и пошли смотреть на Тамель. Обычный ужасно туристический район. С бесконечными магазинами, скромными входами в отели или в гесты... Там есть всё. Снаряга, карты, книги, тряпки, сумки, одежда, обувь.. ну... вы поняли, ага.

Нашли совершенно неожиданное место - Dream Garden. Вход - 160 рупий с носа. Зелёный небольшой парк с лужайками, пуфиками, цветочками, фонтанами, птичками и белками. Или почти-белками. Вот уж где душа отдохнула. За стеной - пыль, шум, гам. А тут - журчит фонтат, плавают рыбки, а посетители - кто за столиком в кафе, а кто - просто на пуфиках на лужайке.

В городе - очень пыльно, шумно, грязно, пыльно, шумно и так далее. Некоторые части можно преодолеть только с маской на лице - пылищща столбом такая, что тут же лёгкие высказывают всё, что думают об этом воздухе после Гималаев. Ощущение, что расширяют ряд улиц. Делается это так: стёсываются стены у домов, или просто ломаются. Повсюду кучи строительного мусора. Брр. В Тамеле накупили фруктов, немножко пошопились, я поторговалась всласть (хотя видно, что они испорчены неторгующимися туристами, и это печально). А потом уселись на балконе с видом на огород))) и ночной город, заточили фрукты и упали спать.

день последний
Тоже ничего себе день. Разбудили в несусветную рань мальчиков, работающих в отеле (ага, в 7.50). Попросили завтрак и вообще :) Уехали в Сваямбунатх. (Я это так и не научилась выговаривать))

Вообще я как-то ожидала большего от такого известного храмового комплекса.
Мы приехали туда рано-рано по местным меркам. Торговцы сувенирами только раскладывались, нищие только входили в роль, даже обезьянки и те вели себя прилично.
В остальном... ну не лёг мне на душу город, и кое-что из достопримечательностей, что мы успели посмотреть - тоже.

Хотя фотографии получились вообще как с другой планеты. Я пересматривала и видела праздник, яркие краски, экзотику и необычность. А помню - грязь, вонь, людей, совершающих не всегда понятные ритуалы, толпы туристов и толпы обезьянок.

Учитывая, что вот эти вот храмы я назвала про себя "причёсанной Индией" и, по словам мужа, была совершенно права. И странно ведь - я очень уж много где была, и в цивилизации, и в не очень цивилизации, и в обеспеченных странах, и в бедных, но такого отторжения, как к Катманду давно не испытывала.

Про Сваямбунатх я скопирую отсюда
"Само слово "Сваямбунатх" (Swayambhunath) означает "создавший сам себя из ничего миллион миллионов лет назад для всех и навсегда". Очевидно, эти слова относятся с описанной выше материализации старца Вайрокана в цветок лотоса. Теперь на месте некогда цветшего лотоса стоит белая ступа, которая и стала тем самым цветком, который цветёт здесь "для всех и навсегда". От подножия холма к вершине ведут 365 каменных ступеней - по числу дней в году. У конца лестницы стоит билетная касса, где с иностранцев возьмут 200 рупий (кассу можно обойти свернув с середины на другую лестницу справа).

Поднявшись наверх, вы сразу оказываетесь в сердце легендарного Сваямбунатха. Даже далёкий от религии человек сразу почувствует тихую радость, умиротворение и молчаливую торжественность, которыми полон здесь каждый камень... Архитектурным и духовным центром комплекса является огромная белая ступа, которая абсолютной простотой и совершенством своих форм олицетворяет космическую сущность учения Будды.

Круглое основание ступы символизирует этот земной мир и четыре элемента, составляющих его - огонь, воду, землю и воздух. На четырёх гранях золотого куба изображены глаза Будды, смотрящие на четыре стороны света. На самом деле грани куба смотрят не строго по сторонам света, а с отклонением в 30 градусов. Мудрые мужи объясняют это тем, что с момента создания ступы произошло смещение северного полюса и сторон света. Тринадцать золотых концентрических кругов на шпиле ступы символизируют тринадцать уровней знания и тринадцать ступеней на пути к нирване.

Согласно буддистским верованиям, ступа Сваямбунатх построена в самом благоприятном, с точки зрения астральных сил, месте Долины Катманду. Поэтому считается, что произнесённые здесь мантры и молитвы имеют в "тринадцать миллиардов раз" большую силу.

Обходить ступу следует исключительно по направлению часовой стрелки. Не вдаваясь в подробности взаимодействия человека и окружающего мира, отметим, что вращение по часовой стрелке способствует возникновению резонанса между человеком и вселенной."

Про обезьянок хоть отдельный пост делай))

Итак, поднялись к ступе, полюбовались на глаза Будды и бесконечные сувениры, обезьянок, и прочие ритуалы, и поехали в Пашапутинах.

Йоги и прочие высокодуховные личности. Фотографируются - только за деньги. Вот и пригодился объективчик :)

Продолжаю цитировать отсюда.
"Храм Пашупатинатх - не только главный индуистский храм в Непале, но и один из самых почитаемых шиваистских храмов в мире, привлекающий к себе паломников со всех концов Индии. Господь Шива - Жестокий Разрушитель в пантеоне индийской религии, принимающий множество внешних форм и образов, из которых наиболее известны именно образы Шивы-разрушителя.

Но иногда Шива находит своё воплощение в живых и мирных образах, одним из которых является Пашупати - бог животного царства. Бог Пашупати играет особую роль в Непале и его изображение присутствует во всех официальных сообщениях от бывшего короля Непала. Главный храм Пашупатинатха (с золотой крышей), считающийся шедевром индуистской архитектуры, был окончательно построен в 19-м веке, но некоторые элементы окружения храма имеют более почтенный возраст.

Расположенный на берегу небольшой речки Багмати, Пашупатинат вряд ли приобрёл бы такую известность, если бы не ежедневные процедуры кремации, происходящие здесь под открытым небом. Подобно знаменитому индийскому городу Варанаси, что стоит у берегов священной Ганги, Пашупатинатх также содержит ряд гхат, расположенных у берегов Багмати. На гхатах установлены каменные постаменты, где и происходит сам процесс кремации. Необычное зрелище привлекает к себе не только туристов, но и местных жителей. Горят погребальные костры, в воздухе витают клубы дыма, пахнет палёными волосами. Сгоревшие останки сбрасываются в измученную реку, а на их месте возводится новый костёр. "Светя другим, сгораю сам..." Пашупатинатх - страна смерти и вечной жизни.

Вход к Пашупатинату идёт через кассу, где с вас попробуют взять 250 рупий, но касса легко обходится справа со стороны реки. Сэкономленные рупии можно отдать святым мужам. На западном берегу Багмати расположен дом престарелых, построенный при участии Матери Терезы. Сюда приходят те, кому идти уже некуда или незачем. Вокруг главного храма разбросано несколько меньших храмов, некоторые из которых содержат в своём оформлении эротические сцены. Выше Пашупатинатха расположен большой парк со старыми деревьями и несколькими древними храмами, между которыми резвятся стаи обезьян. Пашупати - бог животных, а потому они чувствуют себя здесь очень вольготно... "

Берег всё той же речки. Куда высыпают пепел после кремации. Рядом с которой живут обезьянки. И тут же - купаются, стираются и моют машины.

Тоже - вообще никак. Добавить к написанному могу только то, что на горе живут олени, как один из символов Пашупати, а также обезьянки, совершенно не смущающиеся туристов.

Ещё я чуть было не забрела в какой-то очень строгий буддийский храм, выгнали меня оттуда, конечно. А жаль, там было действительно интересно.

Единственное место в городе, куда мы с радостью вернулись - это всё тот же Dream Garden. Посидели в тени, белки в этот день попрятались, я побегала кругами с криками восторга вокруг лотосов, передохнули и пошли обедать - собираться - уезжать.
Обед нам готовили... долго. Курицу Юрке для супа искали, похоже, по всему городу :) Рис, видимо, сварили, испортили и стали варить снова)))))

Но мы всё успели. И даже в аэропорт.

Меня удивило очень, что на посадку позвали где-то за час до заявленного времени. А потом я всё поняла. Накануне предотвратили теракт в самолёте в США - вот меры и ужесточились. Досматривали (традиционно с разделением на женскую и мужскую очередь) трижды (!) Перед самолётом был последний пункт досмотра вплоть до открывания сумок-ручной клади.

Но - улетели, снова страшно острая индийская еда, позади семейство с пятью детьми, русские, что неожиданно.
И вот мы в транзитной зоне в Дели, я с ужасом осознаю, что (как обещали на известном форуме) сидеть нам тут часов восемь, пока не объявят регистрацию и не дадут посадочные талоны. Да-да, пересадка в Дели в этот раз у нас была 11 часов. Но - случилось чудо, и посадочные талоны мы получили уже через полчаса! Йуху! Погулять всласть по аэропорту.

Итак, что можно успеть за десять часов :)
Пройтись со вкусом по магазинам. Потрогать, понюхать, попробовать, подегустировать, пообсуждать и так далее. Наесться до отвала мороженным :) Проинспектировать фуд-корт, обидеться на них за то, что не принимают кредитки.

Ещё в аэропорту Дели есть стойки для зарядки телефонов (с самыми разными разъёмами) и просто с розетками (с такими розетками, что туда подходит любая вилка), спонсор, кажется, какая-то телекоммуникационная компания. Пока ходили по очереди по магазинам, я зарядила читалку.

А потом! А потом я зашла в подчёркнуто сувенирный магазин (с индийской одеждой, побрякушками и тд - ужжасно всё дорого и причёсано), а там, помимо дегустации разных видов сладостей, в дальнем углу и очень незаметно притулился спа-салон. Куда я незамедлительно поволокла мужа на массаж ног. Самый простой получасовой стоит около $20. Ну и далее по возрастающей. Очень рекомендую. Очень-очень.

Ну а после такого нам оставалось только скромно найти свой гейт, в нём обнаружить несколько кресло-кроватей и - попытаться уснуть. В целом (за некоторыми исключениями) поспать удалось. Но в полночь нас выгнали представители Swiss airlines. Потому что у них - посадка, а мы - тут спим. Странно, но сингапурские авиалинии совершенно не смутились тем, что мы тоже спали во время их посадки))) Сонные погуляли, купили сока и шоколадок, вернулись, заняли снова свои кресла-кровати и спали уже до самой своей посадки :)

Аэрофлот в этот раз не забыл про спецпитание, но вот система, показывающая кино и проче была поломана, так что пришлось пытаться спать или читать, в общем, хорошо, что всего шесть часов лететь...
А в Шереметьево нас поймал таксист-частник и предложил на удивление адекватные деньги до дома. Экспресс+такси или экспресс+метро+такси/автобус получились бы почти так же.
Tags: Непал, приключения, путешествия, фото

• Рим, Неаполь и другие. Октябрь 2019

Изумительный случился отпуск. Без ноутбука. Это вообще законно? :) Сначала прилетели в Рим, остановились у Алесандро (у которого я в Риме и…

• (no subject)

Была на Advanced каньонинге. Love story не случилось (тем, кто следит). Я в общем и не надеялась особо (все равно дар речи теряю при виде Н, так что…

Планы на путешествия (точнее, не только планы, но кое-где ещё и билеты). Италия - октябрь 2019 Малага - ноябрь 2019 и тропа королей!!!! (туда билеты…