я и мои размышляловки (nasstep) wrote,
я и мои размышляловки
nasstep

Categories:

Транспорт в Стамбуле

Не быть мне профессиональным блоггером. Нет, чтобы взять камеру, походить-поездить, поснимать транспорт и с картинками написать большой приличный текст... Поэтому просьбу выполняю, но без картинок :)
Как сказал один мой знакомый "ты пишешь как копирайтер - без картинок, а ты же дизайнер, ты же должна в первую очередь картинки публиковать" :)

Я уже упоминала, сейчас 1 жетон на 1 вид транспорта стоит 4 лиры.
На сегодня курс такой:
1 TL = 22.1 руб / $ 0,3437 / 0,3196 EUR

Но если обзавестись транспортной картой (вроде как в любом киоске с газетами можно купить), то проезд становится существенно дешевле. На метро, например, точно какая-то прогрессивная система расчётов и, например, если я еду куда-то с двумя пересадками, то с меня списывают последовательно 2.5 1.9 и 0.95 (цифры даю очень примерные, потому что у меня ощущение, что они меняются в течении дня и ещё зависят от вида транспорта).

Да, самое главное, что надо знать про метро в Стамбуле - это то, что каждая пересадка - платная. Предполагаю, что связано это с тем, что линии вводятся в эксплуатацию постепенно, и нет переходов напрямую.

А самое главное, что нужно знать про транспортную систему - картой можно расплачиваться везде, система довольно стандартная - приложить карту к валидатору. Она включает в себя метро, автобусы, трамваи, паромы, фуникулёры, метробусы (и туалеты в парках, кстати)))

То, чего мне страшно не хватало первую неделю - это карты паромов. Приходилось гуглить, изучать расписание и точки посадки. Например, у нас в Кадыкёе ferry port - это довольно приличная часть берега длиной 500-700 метров. Начиная с "морского вокзала IDO" и заканчивая небольшими seabus. Но все оборудованы валидаторами, цена более-менее одинаковая (2.5 лиры). Есть два больших павильона-зала ожидания, один в Бешикташ (и там же посадка на корабль на Принцевы острова), второй в Каракёй (и не только). Но с помощью указателей и расспросов всегда можно выяснить, где всё-таки искать нужный паром. Паромы ходят где-то с 7 утра и до 21-22 вечера в зависимости от того, будний или рабочий день. Турки сами не всегда в курсе расписания и тоже проверяют его на сайтах :) есть и автомобильные паромы, куда без них.

Из неочевидного: из аэропорта Аттатюрк можно доехать на автобусе до пристани Бакиркёй, а оттуда на пароме в Кадыкёй (а не ехать на метро с двумя пересадками, по времени это часа полтора занимает).

Раз уж я заговорила про аэропорты, то надо всегда помнить, их тут два! И внимательно смотреть на билеты :) если мы говорим про аэропорт имени Аттатюрка, то там либо метро, либо шаттлы в историческую часть города (и, подозреваю, в Таксим тоже). В Сабиха Гёкчен - только автобусы (поэтому днём и, особенно, вечером, имеет смысл учитывать пробки). Ночью из Кадыкея туда ехать минут 40-45, днём дорога может и 1.15 занять. Мои любимые шаттлы - это компания Хаваш (Havaş). Самый ранний в 4.15 утра, самый поздний в 23.45 (это из Кадыкёй). Также они ездят в/из Аттатюрка, и ещё я на таком ездила в аэропорт из Измира. Цена - 9-10 лир.

Самая лучшая навигация в метро - в метро Стамбула. Есть указатели на полу и на стенах. При пересадке достаточно поднять голову, чтобы увидеть цветную маркировку (я пару раз порывалась выйти и войти на ту же ветку). С указанием станций и направления. Пересадка с метро на паром, или с метро на фуникулёр - всё размечено указателями, ни разу нигде не тупила и не пыталась понять, а куда, собственно, сворачивать. Метро работает с 6 до 12 (примерно).

Очень интересна линия Marmara - включает в себя туннель под Босфором. По дороге показывают кино, как это всё спроектировано, как управляется, сколько аварийных выходов и вообще, где в стране ходят поезда этой же компании.

Кстати, на разных ветках - разные поезда. Подозреваю, что также связано с тем, когда именно ввели в эксплуатацию. Не могу похвастаться, что была на всех ветках, но всё же побольше, чем среднестатистический турист (когда была тут в качестве туриста, видела только 1 ветку метро, трамвай и паром.. ну и фуникулёр, всё).

Метробусы - отдельная любопытная история. Многие из них ходят по выделенным полосам, носятся как сумасшедшие, из неприятного - всегда битком. Хотя мне доводилось ездить на таком и постоять в пробке где-то около моста. С ними я очень мало имела дела, ездила один-два раза, но, насколько я знаю, там даже какие-то свои маршруты есть, в это вникать не приходилось.

Ну, про мосты, наверное, все знают. Их всего два. Самый известный почти всегда представляет собой бесконечную пробку: утром из Азии в Европу, вечером обратно. Противотоком ехать полегче. Второй мост поменьше и расположен ещё дальше. И после полуночи чтобы перебраться с одной стороны на другую - есть только два этих пути.

После полуночи, когда закрывается метро и заканчивают ходить паромы - остаются маршрутки. Проезд 6 лир, самая большая их точка на Таксиме. И у нас в Кадыкёй их тоже довольно много, можно поспрашивать и уехать. В любое время.

Трамваи.. В туристической части города ходит прекрасный современный почти инопланетный трамвай, с ним все знакомы. На Истикляль (и в Кадыкёй) ходит исторический узкий дребезжащий трамвайчик, любопытен, но всё же это больше как аттракцион, чем реальное средство передвижения. Но вполне рабочее, так что местные жители на них всё же ездят.

Остались, пожалуй, только обычные автобусы. Их огромное количество, некоторые маршруты занимают до 2 часов, количество остановок порядка 80. Оплата также - картой (вот тут я не уверена, что жетоны принимают). Внутри - монитор с названием и порядковым номером остановки, очень удобно туристам - точно знаешь, где ты, и сколько ещё ехать. Я находила маршруты в интернетах, с временем работы, списком остановок (кстати, на обычном автобусе также можно доехать до аэропорта, вот только времени надо закладывать часа два, не меньше). Я видела большие "точки" автобусов в Кадыкёй, Бешикташ, Таксим. По идее, на всех крупных пересадочных узлах есть довольно большой выбор маршрутов.

Вроде бы охватила весь транспорт :) По крайней мере всё то, на чём доводилось ездить.
Tags: Стамбул, Турция, путешествия
Subscribe

  • (no subject)

    Кажется, я уже потеряла всякую надежду на замену прав в Португалии, когда меня развернули с формулировкой - ваша декларация того, что российские…

  • (no subject)

    Лучший способ меня напугать, это спросить "А вы nasstep из ЖЖ?" Начинаю нервно оглядываться и всех пугаться: откуда кто-то помнит ЖЖ, мой ник и этот…

  • (no subject)

    С новым монитором страшно неудобно писать тексты - он огромный и широкий :) *** "Женщина, которая легла в постель на год" - обсуждали аж две…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment